«масло жиже»

Для любопытных пара слов про «масло жиже». Как вы наверняка знаете, сейчас все автопроизводители рекомендуют для своих легковых машин масла с кодом 5W-30, хотя лет двадцать назад все моторы бегали на маслах 5W-40 и 10W-40. Что же обозначают цифры?

Первая цифра с буквой W (winter) это «зимний» коэффициент. Вообще если в обозначении есть буква W — это значит, что масло подходит для эксплуатации при отрицательных температурах (зимой). Есть масла, которые при отрицательных температурах использовать нельзя (например, из-за конденсации влаги у них разрушаются какие-то присадки) — но вы с ними уже не столкнетесь, это экзотика.

Вторая цифра в обозначении масла — это его условная вязкость при условной рабочей температуре (+100 градусов цельсия). Собственно, нормальная температура жидкости в системе охлаждения современного двигателя как раз и находится около 100 градусов цельсия, а в некоторых моторах даже немного выше 100 градусов. Вы спросите — почему вода не закипает? А потому, что в системе охлаждения поддерживается давление, причем достаточно большое (от 0.5 до 1.8 атмосферного, в зависимости от мотора).

Для простоты — вот вам диаграммы применимости масел:

Так вот: масло 5W-30 при рабочей температуре гораздо более жидкое, чем масло 5W-40. Соответственно толщина масляной пленки между деталями под нагрузкой при масле 5W-30 почти вдвое меньше, чем при использовании масла 5W-40. Тоньше пленка — чаще ее пробои и выше износ деталей.

Другими словами — перейдя на более жидкое масло, производители увеличили износ двигателей. Вам, разумеется, будут петь про новые технологии двигателей — но на самом деле это жалкая ложь, поскольку целый ряд моторов, бодро перешедший на масло с вязкостью 30, на самом деле никак механически не изменился с 80-х годов, а некоторые (вроде моторов на Рено Логанах) с еще более древних времен. Просто тогда им подобрали масло, обеспечивающее пониженный износ — а теперь масло должно обеспечивать ПОВЫШЕННЫЙ износ, главное — не дать двигателю развалиться до окончания гарантийного срока.

По этой же причине увеличены интервалы замены этого разжиженного масла — если для США привычным было менять моторное масло через 5-8 тысяч км пробега, а для европы — через 10 тысяч км, то теперь масло массово меняется через 20 тысяч км, и даже еще реже. Лохопеды-водители радуются — надо реже ездить на замену, «это экономит деньги», а на самом деле мотор ускоренно загибается от деградировавшего масла.

При этом, если вы посмотрите в справочник по маслам, вы с удивлением узнаете тщательно скрываемую от вас правду. Показатели высокотемпературной вязкости среди прочего, согласно SAE, означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С

Другими словами — масло 5W-30 не рекомендуется использовать уже при температуре на улице выше +25 градусов цельсия. А вы на нем катали всё лето, потому что «производитель автомобиля это рекомендовал». Ага-ага. Производитель вам рекомендовал скорее угробить машину и купить следующую. И вы следовали его рекомендациям.

Ну и про «легкостирающиеся тормозные диски» — это отнюдь не ноу-хау Форда, напротив — Форд в европейских моделях внедрил это одним из последних. Первым это освоил американский Chrysler. Они там в хрюслере временами добивались совершенно фантастических результатов — вроде того, что тормозные колодки надо было менять чаще, чем масло в двигателе.

Впрочем, нечто подобное демонстрируют и некоторые модели «люксовых» Infinity. Причем такое впечатление, что это достигнуто специальной настройкой системы АБС — не помогает ни замена материала колодок, ни замена дисков, зато если отключить датчики АБС — ходимость тормозных колодок возрастает в несколько раз.

А смысл применения «мягких дисков» на самом деле не в их износе — это сделано, чтобы у вас не скрипели тормоза. Парадоксальным образом самый простой способ устранить скрип колодок — это поставить диски из сыромятины. Альтернативы требуют кропотливой подстройки системы «тормозной суппорт — колодка — диск», и всё равно все усилия будут сведены на нет очередным умником, поставившим турецкие дерьмоколодки из бросового асбеста с эпоксидкой. Поэтому вот так. via

 ТАКТ © KAA&TACT (2014) PRICE ETS